Кто не знает "Плейбой"? Только ленивый и нелюбопытный. Этот журнал до недавнего времени был запрещен, провезти его в страну было невозможно. Тем не менее, он ходил по рукам и притягивал к себе, как запретный плод, как некий символ. Не будем скрывать, знаменитое американское издание с его "мягким порно" сегодня уже не тот символ, каким был "Плейбой" в конце 70-х, - его потеснили другие издания, особенно европейские. Но когда компания independent media, осуществив в России ряд успешных проектов, задумала вслед за "Космополитен" журнал для мужчин, его решили издавать под тем же названием - "Плейбой", поскольку ниша для него была готова.
- Это-то и осложнило задачу,- рассказывал главный художник российского издания Игорь Шеин. Надо было соответствовать, причем соответствовать некому идеалу. "Плейбой", как правило, листали, а не читали. Переведи его полностью, издай один к одному, все равно никто не поверит, что это тот же "Плейбой". Редакция решила не копировать ни макет, ни стандарты американцев, а делать российский журнал.
Начинать пришлось с нуля. От фотографий, которые приносили наши мастера, пришлось отказаться.Не потому, что они плохи, а потому, что они могут подойти другому журналу, но не "Плейбою". Снимки из американского издания казались слишком "чужими". К тому же российский читатель гораздо моложе американского - ему от 20 до 35. Ему нужна более современная, более свободная фотография, да наверно и более рискованная.
Стиль американского "Плейбоя" сложился окончательно в середине 70-х. Он ориентируется на массового читателя (тираж журнала - 3 миллиона экземпляров). Основные подписчики сохраняют верность любимому изданию по 10-15 лет и не хотят перемен. Эксперименты в конкуренции с "Пентхаусом", когда в "Плейбое" стали появляться более смелые, более откровенные фотографии, закончились потерей традиционных читателей. Пришлось возвращаться на круги своя. С тех пор "Плейбой" не менялся.
В сравнении с тем, что сегодня происходит с эротической фотографией в мире, идеал американцев - это некое подобие куклы Барби. Что определяет характер съемки, главным образом студийной. Это настоящий мини-спектакль, в котором кроме фотографов участвует команда стилистов, ассистентов, визажистов. Тратятся километры пленки (любого формата - от 35-миллиметровой до широкоформатной 13х18), используется множество источников света - 6-8-10, богатый антураж. Съемка "Девушки месяца" идет около месяца, на фотографию плаката уходит неделя. Главная фигура - фотограф. Если ему понадобился стул в стиле "ампир" - потом он может от него и отказаться - в поисках этой детали гонцы разлетятся по всей Америке.Иная ситуация в семействе журналов "Плейбой", издаваемых в других странах, где существуют свои традиции. Так, немцы отдают предпочтение съемке на натуре, отказываясь от множества источников света. Они больше сосредоточены на самой женской фигуре и, избавляясь от антуража, часто снимают на чистом белом, голубом или оранжевом фоне. Зато кадр "вылизан" с немецкой тщательностью, так что создается впечатление нереальности, кожа не может быть такой чистой, свет - таким ясным.
Голландское издание "Плейбоя" - наиболее радикально. Эротическая фотография в нем очень экспрессивна, в ней больше неожиданностей.
Греки активно используют великолепную естественную среду. На фоне яркого синего неба, ослепительно белых домов прекрасно выглядит загорелое женское тело.
Ориентируясь на своего читателя, создатели российского "Плейбоя" работают с моделями и в студии, и на природе, активно экспериментируют, снимают в динамике, в неожиданных ракурсах. Но при этом стараются не выйти из берегов, проложенных американским изданием. "Плейбой" выражает эротику через эмоции, свет, ракурс, жест, движение. Все имеет свою эстетику.Колоссальные проблемы возникли с моделями. "Я не вполне уверен, что наше общество созрело для "Плейбоя", - говорит Игорь Шеин. - Многие воспринимают его как порнографию. Но коль скоро журнал имеет право на существование, это дает нам возможность организовать открытый конкурс. Российскую "девушку месяца" мы выбирали именно так". Журнал получил около 400 писем от желающих участвовать в конкурсе. После предварительного отбора жюри, куда вошли профессионалы в области красоты - оказывается такие есть - определило финалистку.Но каждый раз конкурсы проводить не будешь. По мере становления журнала - а он отметил год своего существования - проблемы будут отпадать сами собой.
При выборе модели российское издание ориентируется на тот же эстетический принцип, что и американское. Его интересуют просто красивые девушки, они могут быть известными и абсолютно неизвестными.
Эксперименты с профессиональными моделями редакцию несколько разочаровали. Умение демонстрировать себя, а не моды, мебель или холодильники, и при этом раскрепоститься дано не каждому. Иногда никому не известная девушка из соседнего подъезда способна сделать то, что не под силу профессиональной модели. В поисках своих героинь редакция недавно высадила десант в Сибири и обнаружила там настоящий букет красавиц, которые великолепно работали.
Самая деликатная проблема - сама съемка обнаженной натуры. Тут создаются максимально комфортные условия. Все, кто непосредственно не участвует в постановке кадра, удаляются. А если снимают поп-звезду, то за ней готовы лететь хоть на Багамские острова. Как это было с Ликой Стар, дебютировавшей в качестве "Поп-знаменитости" в сентябрьском выпуске
Рекордсменка Европы в плавании вольным стилем Наталья Мещерякова без долгих раздумий согласилась сниматься для журнала. "Сначала волновалась, - говорит она, - но постепенно это прошло. Я не комплексую и не стесняюсь показать свою фигуру... Ну, а то, что съемки для playboy, так это же хорошо. playboy - это образ, это фирма, это реклама". И так думает не одна Наталья...
Маргарита Виноградова