Порнографичны ли античные статуи?

Интервью с профессором Щегловым

- Ваши взаимоотношения с фотографией?

- Мои личные взаимоотношения с фотографией начались с того момента, когда довелось приобрести аппарат, наверное презираемый фотографами...

- Мыльница?

- Да. То есть, к сожалению, я никогда фотографией особенно не интересовался и серьезно не занимался.

- Посещали ли вы когда-нибудь выставки художественной фотографии, где представлена обнаженная натура?

- Бывало. Я не могу сказать, что являюсь каким-то особым почитателем этого жанра. Но, конечно, некоторые кадры меня останавливали именно благодаря тому, что я называю художественностью. На мой взгляд, принципиальная разница заключается между отображением "голого" и "обнаженного". Обнаженность предполагает некую тайну, снятие покровов... А голое - это кусок мяса, как на лотке у мясника.

- В чем, по вашему, разница между художественным отображением обнаженной натуры и эротической фотографией?

- Иногда художественность фотографии придают даже второстепенные детали, нюансы: фон, световой блик, выражение лица и прочее. Да и сам факт обнаженности здесь может быть не доминирующим. Если говорить об эротической фотографии, то все-таки она предусматривает любование со стороны зрителя, но именно в ракурсе его принадлежности к полу. Эротика - это нечто, не дающее забыть рассматривающему, что он мужчина или женщина.

- Эротическая фотография ставит перед собой задачу возбуждения чувственности?

- Думаю, что нет. На мой взгляд, этот аспект больше относится к порнографии. Ее сверхзадача - именно апеллировать к физиологическим чувствам: добиваться возможного, по крайней мере, возбуждения и с явным физиологическим оттенком. В эротике такое может происходить, но не является сверхзадачей. Есть замечательные слова Станислава Ежи Леца: "Если зоофил возбуждается при рассматривании энциклопедии животных, значит ли это, что данное произведение порнографическое?" Это уже проблема рассматривающего.

- Как вы оцениваете фотографии из "Плейбоя" и "Пентхауза"?

- Думаю, что это эротические фотографии.

- Может ли что-то служить формальным признаком отнесения фотографии к эротической или порнографической?

- Это вопрос очень сложный, в противовес тому, каким он может показаться неспециалисту. Во всем мире жесткой границы не существует. Но однозначно: эротический снимок от порнографического можно отличить по степени его художественности. Более того, порнография вообще не может иметь художественных достоинств. Она демонстрирует половые органы с целью стимуляции возбуждения. Даже у далекого от искусства человека не может встать вопрос: порнографичны ли античные статуи. А в порнографической картинке у обывателя взгляд сразу попадает на причинное место. Весь акцент смещен от личности к организму, и более всего - к его определенным частям.

Практика никогда не трактует обнаженную женскую натуру как порнографию, потому что половые органы женщины скрыты, если только она не находится в специальной гинекологической позе. А если она в ней находится, это будет чаще всего порнография. Потому что взгляд зрителя опять же будет смещаться на ее анатомическое строение. С мужчинами это достаточно сложно. Я знаю, что есть мировая практика, которая, скорее всего, оценила бы мужские обнаженные фотографии с невозбужденным пенисом как допустимые, с возбужденным - как недопустимые.

- Что касается женской натуры, то в том же "Плейбое" мы часто встречаем фотографии, напоминающие это самое гинекологическое кресло.

- Я таких не помню, но мне кажется, что там всегда остается какой-то элемент тайны, художественности. А не вот этот разворот из женской консультации.

- Каково, по вашему, влияние подобных фотографий на формирующуюся психику подростков?

- Это зависит от накопленного ими культурного багажа. Я помню свои школьные годы, время ханжества, "пестиков и тычинок"... Когда нас приводили в Эрмитаж, то многие прежде всего начинали рассматривать половые органы античных статуй... Но ведь это не проблема статуй, не проблема художника, не проблема Эрмитажа. Это проблема наша. Все будет зависеть от того, что за подросток.

- С точки зрения воспитания надо, чтобы это ему все было доступно?

- Я думаю, что да. Эротика ничего худого даже с незрелым умом сделать не может. Потому что там есть эстетика, там есть красота. И излишнее наше сегодняшнее внимание к этой проблеме обусловлено вчерашним ханжеским воспитанием. Приведу такой пример: когда семья смотрит телевизор, то ребенку позволяют созерцать мордобои, отрезание ушей и т.д., но если на экране появляется обнаженная женская грудь, то в подавляющем большинстве случаев родители либо прикажут ребенку выйти, либо выключат телевизор. Происходит страшная подмена понятий. Дети, насмотревшиеся боевиков, психологически травмированы поголовно. И порнография может нанести серьезную психологическую травму. Но я не знаю случая, чтобы подростка психологически травмировало рассматривание красивого обнаженного женского тела.

- Насколько наше сегодняшнее общество готово к правильному восприятию эротической фотографии?

- Некоторые группы или слои общества - совершенно готовы. Некоторые не готовы, и будут не готовы долго. Потому что по отношению к проявлениям сексуального и эротического сегодня у нас нет единого понимания. По сексуальному поведению общество сегодня очень сильно поляризовалось: то, что допустимо и доступно для одной социальной группы, недопустимо и невозможно для другой. Но все это связано с уровнем общей культуры. Я глубоко убежден, что сексуальная культура - это часть общей культуры.

- Только ли идеальное человеческое тело подходит художнику-фотографу для модели? Ваше отношение к пресловутым 90х60х90?

- Мы живем в мире мифов. И это - один из них, навязанный нам всевозможными конкурсами красоты, показами мод и т.д. Вспомним Рубенса. Он что, рисовал уродин? А его натурщиц и близко бы не подпустили к нынешним конкурсам красоты. Это вопрос штампов.

- Может ли у нас быть свой национальный современный стандарт пропорций фигуры?

- Я думаю, российская ментальность подразумевает красоту женщин, отличную от стандартов Запада. Вспомните русские выражения: "Хорошего человека должно быть много" или "Берешь в руки - маешь вещь"... Если убрать гениальные вокальные данные Пугачевой, разве в шоу-бизнесе могла где-нибудь, кроме России, стать чуть ли не национальным достоянием женщина таких параметров и такого возраста? Поэтому мне смешно, когда российские девочки хотят с помощью этих самых сантиметров стать копиями каких-то немецких моделей. Это пройдет все...

Вообще отношение к изображению обнаженной натуры имеет национальную окраску?

- Думаю, что да. Сегодня старушки, которые шипят на девочек в мини-юбках, - не просто несут на себе груз непонимания, это отражение национального характера. "Заголенный" - это всегда у нас имело оттенок какой-то непотребности. Русское общество всегда было двойственным в отношении к обнаженной натуре. Она не запрещалась, но и не поощрялась. И здесь должен сказать, что российские фотохудожники своими фотографиями обнаженной натуры могут внести лепту в повышение культурного уровня общества. Любой настоящий художник меняет мир вокруг себя.